Что такое личность: структура, уровни, развитие

Что такое личность: структура, уровни, развитие Личность

Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.

Что такое личность

В современном мире нет однозначного определения понятию «личность» и связано это со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на данный момент определение достойно того, чтобы учитывать его при составлении наиболее объективного и полного.

Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что:

Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Существует и несколько иных определений:

  • Личность – это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
  • Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.

Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность»:

  • Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.
  • Индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных;

По своему содержанию эти понятия не тождественны, т.к. каждое из них раскрывает специфические аспекты индивидуального человеческого бытия. Но в то же время, их нельзя и полностью друг от друга отделить, ведь человек – существо многогранное и рассматривать его только с одной стороны просто невозможно.

Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее объективное представление, необходимо выделить ключевые элементы, из которых состоит личность, другими словами, поговорить о её структуре.

Структура личности

Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:

  • Низший. Врожденные свойства психики, а также те, которые обусловлены возрастом, полом и физиологическими особенностями;
  • Второй. Особенности восприятия, мышления и поведения, формирующиеся под влиянием факторов первого уровня;
  • Третий. Личный опыт, включающий приобретенные знания и навыки. Формирование этого уровня зависит от социального взаимодействия и жизненного опыта;
  • Высший. На высшем уровне находятся принципы, идеалы, самооценка, желания, интересы и прочее «личное». Именно этот уровень определяет внутреннее содержание человека.

На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.

Каждый ли человек становится личностью

Исходя из определения, на первый взгляд может показаться, что каждый. У всех людей есть свои индивидуальные особенности, которые влияют на его поведение.

Однако дело обстоит сложнее. Личность – продукт социализации индивида. Она формируется только под влиянием общества. Если человек вовремя не интегрируется в социум, не пройдет поэтапно все стадии социализации, то и личностью он, к сожалению, не станет.

Читать
Cамооценка: как формируется, виды и уровни

Феномен человека без личности можно наблюдать на так называемых людях-маугли. Это индивиды, которые в детском возрасте были вырваны из человеческой среды и воспитывались животными. Даже если их возвращают обратно в общество, полноценными его членами они никогда не станут. У них попросту не сформированы и не развиты функции мозга, отвечающие за социальное взаимодействие, а сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для их развития уже прошли. Поэтому личности у таких людей нет.

В каком возрасте человек становится личностью

То, когда именно человек становится личностью, зависит от подхода и критериев оценки. Рассмотренные выше 6 этапов развития по Эриксону заканчиваются в возрасте 25 лет. Формально можно исходить из того, что именно к этому возрасту человек становится личностью.

Компоненты личности

Что такое личность: структура, уровни, развитие

Из чего же состоит личность? Это многокомпонентная сложная структура. Ее компоненты – устойчивые психические явления, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ним относятся способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Давайте рассмотрим их все подробно.

Способности

Разбираясь в том, почему у разных людей, находящихся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуемся понятием «способности», предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т.п.

Понятие «способности» можно истолковать по-разному. Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души. Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивают эффективное выполнение человеком разного рода функций. И, в-третьих, способности – это всё то, что нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование и закрепление.

Человек имеет огромное количество различных способностей, которые можно разделить на несколько категорий.

Элементарные и сложные способности:

  • Элементарные (простейшие) способности – это способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета). Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать;
  • Сложные способности – это способности в различной деятельности, связанной с человеческой культурой. Например, музыкальные (сочинение музыки), художественные (умение рисовать), математические (способность легко решать сложные математические задачи). Такие способности называют социально обусловленными, т.к. они не являются врождёнными.

Общие и специальные способности:

  • Общие способности – это способности, имеющиеся у всех людей, но развитые у всех в различной степени (общие двигательные, умственные). Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание);
  • Специальные способности – это способности, встречающиеся не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определённых задатков (художественно-изобразительные, литературные, актёрские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.

Нужно заметить, что наличие у человека специальных способностей может гармонично сочетаться с развитием общих, и наоборот.

Теоретические и практические способности:

  • Теоретические способности – это способности, которые обуславливают склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи;
  • Практические способности – это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.

Учебные и творческие способности:

  • Учебные способности – это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений;
  • Творческие способности – это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершение открытий и т.п.
Читать
Кто такой перфекционист и насколько легко ему живется

Коммуникативные и предметно-деятельностные способности:

  • Коммуникативные способности – это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживанием связей, нахождением общего языка, расположением к себе и воздействием на людей;
  • Предметно-деятельностные способности – это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.

Все виды способностей являются взаимодополняющими, и именно их сочетание даёт человеку возможность развиваться наиболее полноценно и гармонично. Способности оказывают влияние как друг на друга, так и на успешность человека в жизни, деятельности и общении.

Помимо того, что для характеристики человека в психологии используется понятие «способности», так же применяются и такие термины, как «гениальность», «талант», «одарённость», указывающие на более тонкие нюансы индивидуальности личности.

  • Одарённость – это наличие у человека с рождения задатков для лучшего развития способностей;
  • Талант – это способности, которые раскрываются в наиболее полной мере благодаря приобретению навыков и опыта;
  • Гениальность – это необычайно высокий уровень развития каких-либо способностей.

Как мы уже упоминали выше, жизненный результат человека очень часто связан с его способностями и их применением. И результаты подавляющего большинства людей, к сожалению, оставляют желать лучшего. Многие люди начинают заниматься поисками разрешения своих проблем где-то во вне, когда верное решение всегда находится внутри человека. А следует просто заглянуть в себя. Если человек в своей каждодневной деятельности занимается не тем, к чему у него есть склонности и предрасположенности, то и эффект от этого будет, мягко говоря, неудовлетворительным. В качестве одного из вариантов для того, чтобы изменить положение вещей, можно использовать точное определение своих способностей.

Если у вас, например, есть врождённая способность к лидерству и управлению людьми, а вы работаете приёмщиком товара на складе, то, ясное дело, это занятие не будет приносить ни морального, ни эмоционального, ни финансового удовлетворения, потому что вы занимаетесь совершенно не своим делом. В этой ситуации вам более подойдёт какая-то управляющая должность. Начать можно хотя бы с работы менеджером среднего звена.

Врождённые способности к лидерству при систематическом их использовании и развитии выведут вас на совершенно иной уровень. Выделите в своём графике время, чтобы определить свои склонности и способности, изучите себя, постарайтесь понять то, чем вам по-настоящему хочется заниматься, и что будет приносить вам удовольствие. На основе полученных результатов можно уже будет сделать вывод на тему того, в каком направлении нужно двигаться дальше.

Для определения способностей и склонностей сейчас существует огромное количество тестов и методик. Более подробно о способностях вы можете прочитать здесь.

Наряду со способностями, как с одним из основных свойств личности, можно выделить темперамент.

Темперамент

Темперамент объясняет то, как человек проживает различные психические состояния в связи с разными жизненными обстоятельствами. Два человека с разными темпераментами, столкнувшись с одной и той же ситуацией, скорее всего, среагируют по-разному.

Например, они оба потеряют ценную вещь. Один расстроится, немного попереживает, а на следующий день будет улыбаться как ни в чем не бывало. Второй расстроится так сильно, что впадет в депрессивное состояние, из которого его потом будут вытаскивать лучшие психологи города. Пример утрирован для более ясного понимания, что такое темперамент.

В психологии существует всего 4 типа темперамента , предложенных всеми известной исторической личностью – Гиппократом:

  • Меланхолический – сюда относятся ранимые, тревожные люди, плохо воспринимающие критику, опускающие руки при малейшем препятствии. Они быстро устают, склонны впадать в уныние и депрессии (что это?);
  • Холерический тип характеризует вспыльчивых, несдержанных, быстро раздражающихся людей. Их реакции импульсивны, но несмотря на это, они быстро успокаиваются и продолжают себя вести как ни в чем не бывало;
  • Флегматический – это спокойный, уравновешенный человек, предпочитающий состояние бездействия и созерцания. Он медленно раздражается, но долго держит негативный запал. Чтобы вывести его из себя, нужно очень постараться, но потом берегитесь. Флегматик консервативен, сложно адаптируется к новым условиям, но при этом усидчив и имеет высокую работоспособность;
  • Сангвинический – к этому типу принадлежат веселые, оптимистичные, легко адаптирующие люди. Это сильные личности: пример одного из них – вышеописанный человек, который потерял нечто ценное, но продолжает дальше радоваться жизни. По статистике сангвиник добивается больших успехов в обществе, так как видит перед собой меньше преград – он просто обходит их стороной.
Читать
Кто такой пацифист и что такое пацифизм

Характер

Характер – это устойчиво сложившаяся система способов взаимодействия человека с миром.

В отличие от темперамента характер не является врожденной характеристикой. Он более гибок и подвержен всевозможным влияниям. Однако в его основе все равно лежат врожденные особенности, на которые впоследствии накладываются факторы среды.

Отдельные устойчивые паттерны поведения человека в различных ситуациях называют чертами характера.

Выделяют три группы таких черт:

  • Коммуникативные. Проявляются в общении с другими людьми. Человек может быть коммуникабельным или замкнутым, тактичным или резким, приветливым или агрессивным;
  • Деловые. Характеризуют человека в деятельности. К ним относятся аккуратность, исполнительность, трудолюбие, безалаберность, лень и другие;
  • Волевые. Характеризуют умение человека сознательно управлять своим вниманием и направлять его в русло достижения цели. К ним относятся целеустремленность, настойчивость, упорство, уступчивость и т. п.

Воля

Волей называют способность человека управлять своими действиями.

Волевой человек каждый день встает в 5 утра, чтобы сделать зарядку, работает на трех работах, чтобы купить машину своей мечты, не ест после 6 вечера, если ему нужно похудеть, всегда держит данное обещание. Он делает то, что не всегда хочется, но по каким-то причинам ему необходимо.

Воля всегда предполагает некие самоограничения, дисциплину (что это?) и план действий. Она помогает человеку справляться с жизненными трудностями и неудачами, вставать после поражения.

Очень тонко на этот счет высказался Карлос Кастаньеда: «Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, даже когда разум говорит тебе, что ты повержен». Сильная личность определенно имеет развитые волевые качества.

Эмоции

Эмоции – индивидуальные переживания, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы.

Эмоции нужны человеку для более эффективного приспособления к окружающей среде. Они играют важную роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.

В психологии принято классифицировать эмоции следующим образом:

  • Настроение – совокупность эмоциональных реакций, протекающих в определенный момент времени;
  • Простейшие эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей;
  • Аффект – бурный неконтролируемый всплеск эмоций;
  • Чувства – переживания, вызванные конкретным объектом или человеком;
  • Страсть – яркие, сильные и положительно окрашенные эмоции, которым человек не в состоянии противостоять;
  • Стресс – смесь сильных негативно окрашенных эмоций с характерными физиологическими реакциями.

Эмоции оказывают сильное влияние на восприятие человеком собственной жизни и на восприятие его самого другими людьми. У всех людей эмоции протекают по-разному.

Мотивация

Мотивация имеет две составляющие: побудительную (побуждает человека на конкретное поведение) и регуляционную (регулирует поведение).

Если сказать проще, мотивация – это совокупность причин, которые объясняют то или иное поведение человека.

Причина в данном случае – это мотив, который может быть осознанным и неосознанным (что такое сознание).

Мотивация состоит из 3 элементов:

  • Потребность – психологическая или физиологическая нужда (я хочу есть);
  • Стимул – то, что запускает человеческую активность, чтобы удовлетворить имеющую потребность (от голода у меня заболел живот);
  • Намерение – решение, касающееся удовлетворения нужды (сейчас я встану и пойду на обед).

Мотивация является важной частью успешной деятельности, ведь если у человека нет никаких целей, то вряд ли он добьется высоких достижений, сидя на диване.

Также знания о мотивации помогут вам лучше взаимодействовать с другими: поняв, какую потребность хотел удовлетворить человек, его поведение становится объяснимым и предсказуемым наперед.

Например, тот, кто своровал деньги – необязательно плохой человек. Возможно, он просто хотел есть.

Сильные личности, добившиеся много в жизни, имели очень сильную мотивацию, двигающую их вперед и заставляющую не замечать препятствий.

Читать
Как стать уверенным в себе: советы психологов

Развитие личности

Развитие личности является частью общего развития человека. Оно является одной из главных тем практической психологии, но понимается она далеко неоднозначно. Используя словосочетание «развитие личности» учёные подразумевают, по крайней мере, четыре различные темы.

  • Каковы механизмы и динамика развития личности (исследуется сам процесс);
  • Что достигает личность в процессе своего развития (исследуются результаты);
  • Какими способами и средствами родители и общество могут сформировать из ребёнка личность (исследуются действия «воспитателей»);
  • Как человеку можно развивать себя, как личность (исследуются действия самого человека).

Тема развития личности всегда привлекала множество исследователей и рассматривалась с разных сторон. Для одних исследователей наибольший интерес в развитии личности представляет влияние социально-культурных особенностей, способы этого влияния и модели воспитания. Для других предметом пристального изучения является самостоятельное развитие человеком себя, как личности.

Развитие личности может быть как естественным процессом, не требующим участия со стороны, так и осознанным, целенаправленным. И результаты будут существенно отличаться друг от друга.

Помимо того, что человек способен развивать себя самого, он может развивать и других. Для практической психологии наиболее характерна помощь в развитии личности, разработка новых методик и инноваций в этом вопросе, различные тренинги, семинары и обучающие программы.

Подробнее про развитие личности читайте в отдельном уроке данного тренинга.

Что такое сильная личность

Какими качествами должен обладать человек, чтобы его так назвали? Опираясь на описанную ниже личностную структуру (обязательно с ней ознакомьтесь — очень полезно), можно сказать, что сильная личность – это:

  • Уверенный в себе человек;
  • Обладающий сильным характером;
  • Способный управлять своими действиями и эмоциональным интеллектом;
  • Легко адаптирующийся к любым изменениям среды, особенно негативным;
  • Имеющий цели и умеющий их достигать;
  • Эффективно взаимодействующий с миром и рационально мыслящий.

Этот список качеств можно продолжать бесконечно.

Примеры сильных, выдающихся и исторических личностей

На самом деле, таких людей очень много. Просто не всем посчастливилось войти в историю. Это происходит только, если сильная личность проявляется себя на очень высоком уровне (государственном, мировом) или если в силу каких-то обстоятельств становится о них известно широкому кругу людей.

  • Чингиз-хан — монгольский кочевник, завоевавший полмира. Без выдающихся личностных качеств даже помыслить об этом было бы сложно;
  • Александр Македонский — в свое время тоже завоевал полмира, правда, он шел с запада на восток, а Чингиз-хан — с востока на запад, но не суть;
  • Наполеон — свидетельств о масштабе его личности много больше, чем о предыдущих двух фигурантах. Путь от лейтенанта до императора он прошел за 20 лет, покоряя людей силой своего духа и уверенности в себе. Чуть-чуть не стал императором всего мира (и кто же ему помешал в этом?);
  • Минин и Пожарский — эти два человека, благодаря своим личным качествам, возглавили ополчение в начале семнадцатого века и изгнали польских оккупантов из Москвы;
  • Петр Первый — очень одиозная личность, за срок своей не очень продолжительной жизни сделавшая Россию морской (великой) державой. Столько энергии и уверенности исходило от него, что позволяло совершать невозможное;
  • Екатерина Вторая — коренная немка, которая, став нашей императрицей благодаря своей неуемной энергии и железной воле, сделала Россию по-настоящему Великой;
  • Путин Владимир Владимирович — кто скажет, что это не самая сильная личность в текущей мировой политике. Конечно же, судить о его деяниях будут потомки, но оно и сейчас уже ясно, что в историю он войдет наравне с вышеперечисленными товарищами.
Читать
Кто такой социопат: причины, симптомы, лечение

Есть люди, которых считают сильными не за то, чего они достигли в жизни, а за то, что они смогли остаться верными себе на пороге смерти:

  • Иван Сусанин — заставил польских оккупантов потерять время водя их по болотам, при этом зная, что за это будет казнен;
  • Алексей Маресьев — летчик, был сбит во время ВОВ и много дней добирался до своих с раздробленными ногами. После этого вернулся в строй и летал на протезах, поразив всех современников и потомков силой своего характера;
  • Магомед Нурбагандов — полицейский из Дагестана, который перед лицом смерти не потерял выдержки и не отказался от своих принципов. Он был казнен перед объективом видеокамеры группой бандитов. Но он не был сломлен.

Влияние социума на личность

Что такое личность: структура, уровни, развитие

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность:

  • Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества;
  • Вторыми по степени влияния являются школьные учителя;
  • За ними следуют друзья, знакомые, коллеги;
  • Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

Структура личности по А. Н. Леонтьеву

Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.

А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.

Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:

  • Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры;
  • Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов;
  • Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.
Читать
Cамооценка: как формируется, виды и уровни

Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.

Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:

  • То, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
  • То, насколько эти отношения иерархизированы;
  • И то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.

По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.

В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.

Структура личности по Платонову

Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

  • Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии;
  • Подструктура индивидуальных особенностей. Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве;
  • Подструктура опыта — социальные особенности человека. То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми;
  • Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

Структура личности по Рубинштейну

По теории является необходимым наличие 3-х составляющих личности:

  • Направленность. В неё входят потребности человека, а также убеждения, интересы и мироощущение. В направленности заключена концепция «Я» и социальная сущность индивида;
  • Психические образования. Благодаря приобретаемым знаниям, умениям и навыкам человек соориентирован во внешнем мире, и достигает хороших результатов в разных видах деятельности;
  • Индивидуальные свойства типологического характера — проявления характера, темперамента и способностей. Благодаря этим факторам формируется индивидуальность.

Таким образом, психология личности формируется благодаря взаимоотношениям с окружающим миром и социумом.

Рубинштейн выделяет жизненный, личностный и психический уровень организации человека. Жизненный появляется в процессе накопления опыта, личностный уровень состоит из индивидуальных особенностей, а психический — из активности психических процессов.

По Рубинштейну, соотношение всех уровней создает психически здорового, социально адаптированного человека.

Теория личности Уильяма Джемса

Уильям Джемс является представителем такого философского течения, как прагматизм. Также является основателем экспериментального подхода в психологии — фукционализма.

Американский философ и психолог одним из первых создал теорию личности, которая имеет 2 стороны:

  • Эмпирическое Я. Это то, что можно познать и определить.

Структура:

  • Физическая личность. Сюда входит материальное состояние, телесная самоорганизация, материальные блага;
  • Социальная личность. Здесь имеется в виду признание человека как личности социумом;
  • Духовная личность. Подразумевается единство духовных свойств и состояний.

Здесь большую роль играет чувство активности, побуждающее к желанию, мышлению, эмоциям.

  • Чистое Я. Это то, что познаёт внешний и внутренний мир.

Также психолог выделяет самооценку, как важный структурный феномен. Она подвержена внешним влияниям, соответствует определенному уровню самоуважения, именно благодаря ей те или иные притязания человека могут быть более успешными, или менее успешными.

Существует формула «успех/уровень притязаний», позволяющая рассчитать уровень самоуважения. Если человек испытывает проблемы с самооценкой, он не находится в гармонии и равновесии с реальностью, не может адекватно оценивать действия. Для устранения психологических неполадок такого рода может потребоваться специалист по работе с психосоматикой, такой как Батурин Никита Валерьевич.

В теории Джемса впервые появляется понятие духовности. Взгляд, согласно которому духовная сущность заключается в саморазвитии, оказал в дальнейшем сильное влияние на экзистенциальное направление психологии.

Необходимо отметить сложность и феноменальность устройства человеческой личности. Человек — яркий пример эволюции, высшее достижение, как биологическое и социальное существо, способное к самопознанию и воздействию на окружающий мир. До сих пор остаются вопросы в изучении и исследовании личности в психологии.

Читать
Кто такой пацифист и что такое пацифизм

Заключение

Давайте подведем итоги и выделим суть. Личность – это продукт социализации индивида и в то же время главный инструмент взаимодействия его с обществом.

Личность формируется под воздействием врожденных особенностей и окружающей среды. Основными ее компонентами являются способности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивация. Часть из них статичны и неизменны, другие же способны меняться в течение жизни.

Если хотите иметь сильную личность, нужно принять свои неизменные особенности, хорошенько изучить их и всегда учитывать. А все силы направить на прокачку тех качеств, которые поддаются развитию. Особенно это касается воли и мотивации.

А вы способны спокойно принимать свои врожденные особенности? Или до сих пор пытаетесь их переделать?

Может понадобиться много времени, чтобы принять свой темперамент. Зато это даст мощнейший толчок в развитии и становлении личности.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
ЛайфХакни